звоните: 8-903-682-8196          Автомобили Японии        пишите:  alex_buz@rambler.ru

Первичные сведения об автомате

        Поскольку 90 процентов автолюбителей представления не имеют, что такое "автомат" и как с ним надо обращаться, мы публикуем информацию, полученную от одного из умельцев, решивших с ним разобраться. Юрий Пуликов - военный пенсионер, в свое время служил на Байконуре, в ракетных войсках стратегического назначения. После одной из аварий на ракетно-пусковой площадке по болезни пришел в Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище на преподавательскую работу. Как-то сломался на его Chaser 85-го года автомат. В ремонте за починку назвали неподъемную для ветерана сумму. В общем, в своем гараже он не только сам разобрался с этим сложным агрегатом, но и стал специалистом в теории и практике гидромеханических коробок передач.

Гидромеханическая трансмиссия (автомат)

        Гидромеханическая "коробка" состоит из гидротрансформатора и ступенчатой планетарной коробки передач. Гидромеханическая передача обеспечивает достаточно широкий диапазон передаточных чисел, наименьший расход топлива, сравнительно небольшую удельную массу, автоматизированное управление планетарной КП. Для этого она имеет гидросистему автоматического управления, которая обеспечивает нейтральное положение планетарной КП, принудительное включение первой передачи и передачи заднего хода, а также автоматическое переключение передач без разрыва потока мощности с помощью многодисковых сцеплений и муфт свободного хода.

Гидротрансформатор

        Представляет собой гидродинамический преобразователь, который устанавливается на коленчатом валу двигателя. Внутри корпуса расположены три колеса с криволинейными лопатками: насосное, турбинное и реактор.

        Турбина ГТ обеспечивает плавное автоматическое изменение величины передаваемого крутящего момента в зависимости от нагрузки, улучшает проходимость автомобиля, повышает долговечность двигателя и трансмиссии, снижает вероятность остановки двигателя при резком увеличении нагрузки. Муфта свободного хода, на которой установлен реактор ГТ, позволяет ГТ при большом передаточном числе переходить на режим гидромуфты, вследствие чего возрастает его коэффициент полезного действия (КПД).

Планетарная коробка передач

        Она крепится к картеру гидротрансформатора. В картере КП расположены первичный, промежуточные и вторичный валы, многодисковые сцепления, гидроцилиндры, три планетарных ряда (I, II и III) муфты свободного хода, силовой и центробежный регуляторы давления, золотник ручного и клапан автоматического переключения передач, редукционные клапаны, демпферные устройства, механизм парковки автомобиля, электроклапан овердрайва (ускоряющей передачи).

        Гидросистемой КП управляют с помощью педали дроссельных заслонок (у карбюраторных двигателей) или с помощью педали привода насоса высокого давления (у дизелей).

Торможение двигателем

1. Выключить овердрайв. При этом коробка переключится на III передачу.

2. Перевести рычаг переключения в позицию "2", когда скорость будет ниже 92 км/час. Коробка переключится на II передачу, что и обеспечит торможение двигателем.

3. Перевести рычаг переключения передач в позицию "L". (Тогда, когда скорость автомобиля будет ниже 54 км/час.)

        Избегайте перегрузки двигателя, не переключайте на пониженную передачу, если скорость движения автомобиля превышает указанные выше значения для положений рычага переключения в позиции "2" и "L" (соответственно 64 и 92 км/час).

        В обычных условиях движения переключатель овердрайва должен находиться в позиции ON. При непрогретом карбюраторном двигателе ускоряющая передача не работает.

        У автомобилей с дизельным двигателем это устройство работает независимо от температуры охлаждающей жидкости. Гашение лампы OFF свидетельствует о функционировании ускоряющей передачи либо о ее готовности к работе.

        Перевод переключателя овердрайва в позицию OFF обеспечивает функционирование передачи в качестве трехскоростной автоматической трансмиссии.

Трансмиссионные масла

        Для гидромеханических коробок передач можно использовать масла фирм Shell, BP, отечественное масло А и другие.

        Однако последней разработкой высококачественной многоцелевой жидкости для автоматических коробок передач является маловязкое масло DEXRON III. Это масло имеет отличные эксплуатационные характеристики, улучшенную циркуляцию при низких температурах.

        Смазка предназначается для уменьшения потерь на трение, отвод тепла, образующегося в защеплении, предупреждения искривления дисков сцеплений, коррозии деталей ГМ КП и обеспечения работы гидротрансформатора. Масло в гидротрансформаторе и КП постоянно циркулирует под давлением. Недостаточный его уровень ухудшает теплоотдачу и может стать причиной отказа в работе гидромеханической передачи. Повышенный уровень требует непроизводительной затраты энергии на перемешивание масла.

        По поводу автомата у многих водителей существует много предубеждений. Одно время автомобили с механической коробкой пользовались у нас большим спросом, чем автоматы. Хотя во всем остальном мире машина с гидромеханической трансмиссией всегда стоит дороже. Хотя бы потому, что автоматы ходят от 300 до 1200 тыс. км, а на коробках через 200 тыс. км надо менять сцепление.

        Мы поинтересовались у Юрия Пуликова, можно ли на автомате буксировать другие автомобили. Многие считают, что это недопустимо. Оказалось, что вполне даже можно выручить кого-нибудь из беды. Включаешь на "L" и тянешь не торопясь. Вреда не больше, чем если бы у вас был автомобиль на коробке. А вот буксовать долго на автомате вредно. Как, впрочем, и на коробке.

        И еще. Многие спрашивают, как правильно определять уровень масла в автомате.

        У заднеприводных японских автомобилей, считает автор, уровень определяется по рискам щупа (холодный, горячий) при работающем двигателе. У переднеприводных а/м маслоизмерительные стержни бывают разной длины. Если стержень (щуп) короткий, то замер производят по рискам при неработающем двигателе. Если длинный - мотор должен работать.

Виктор Лукьянчук, "Владивосток"
>

звоните:  8-903-682-8196       пишите  alex_buz@rambler.ru
Hosted by uCoz