Особенности управления автомобилем с АКПП .
Как
утверждают знатоки, сталкивавшиеся с
огромным количеством неисправных
автоматических коробок передач (АКПП),
представляющее большинство поломок и
дефектов в них вызвано глупостью и ленью
владельцев машин, или, если выражаться
литературно, неправильной эксплуатацией и
несвоевременным техническим обслуживанием.
Некоторые технические вопросы мы по ходу
дела объясним, а что-то Вам придется принять
на веру. Согласитесь, что принцип "доверяй
мнению профессионала" весьма разумен.
Основные режимы работы АКПП
Выбор
режима работы АКПП производится путем
переключения рычага селектора в различные
положения, имеющие буквенные и цифровые
обозначения. Внешнее оформление селектора
и количество возможных положений рычага
переключения у разных марок автомобилей и
типов автоматических трансмиссий разные,
но все они имеют режим работы, обозначенные
буквами P, R, D и N. Напомним, что означают эти
таинственные буквы:
- Режим P (паркинг) - в этом положении
рычага селектора двигатель отсоединен от
трансмиссии, в АКПП включена "нейтраль",
а выходной вал коробки передач чисто
механически заблокирован от
проворачивания. Режим используется при
длительной остановке автомобиля и
обеспечивает надежное удерживание
автомобиля.
- Режим R (реверс) - в этом режиме
двигатель соединен с трансмиссией, в АКПП
включена передача заднего хода.
Используется для движения задним ходом.
- Режим D (драйв) - двигатель соединен с
трансмиссией, АКПП готова для движения
вперед. Режим позволяет двигаться с любой
скоростью.
Помимо
данного (назовем его стандартным) режима
автоматические трансмиссии, как правило,
имеют ряд специальных режимов. Они
обозначаются буквами или цифрами и
выбираются либо рычагом селектора, либо
нажатием соответствующих кнопок.
Все они
относятся к движению автомобиля "вперед"
и, в зависимости от специфики решаемых
этими режимами задач, соответствующим
образом видоизменяют характер работы АКПП.
Наиболее часто встречающиеся
дополнительные режимы:
- Экономичный режим, оправдывая свое
название, обеспечивает экономию топлива
и наиболее плавное переключение передач.
Рекомендуется при спокойной манере езды.
- Спортивный режим, при котором моменты
переключения передач подобранны так,
чтобы обеспечить максимальное
использование мощности двигателя. Если
вы предпочитаете динамичную, спортивную
манеру езды, нажмите кнопку и вообразите
себя Шумахером, пока не надоест.
- Зимний режим. Сущность данного режима
заключается в том, что он обеспечивает
трогание с места со второй передачи, а
переключение передач происходит также,
как при экономичном режиме. Это облегчает
управление автомобилем на заснеженной
трассе.
- Режим "овердрайв" используется при
движении по скоростным магистралям, не
сопровождающемся резкими изменениями
скоростного режима и нагрузки на
двигатель.
- Режимы понижающих передач (их может быть
несколько) применяются при медленном
движении по пересеченной местности,
бездорожью, горной дороге, езде с
прицепом и т.п.
В этих
режимах обеспечивается наиболее
эффективное торможение автомобиля
двигателем. Поскольку обозначения
вышеуказанных режимов не
стандартизированы и могут сильно
отличаться на автомобилях разных марок, для
их правильной идентификации настоятельно
рекомендуем Вам прочитать инструкцию для
пользователя, либо обратиться за
консультацией к специалистам. (Существует,
впрочем, еще "метод пробного тыка", но
учтите: ремонт коробки - дело дорогое).
- Режим N (нейтраль) - двигатель
отсоединен от трансмиссии, автомобиль не
заторможен.
Мы
упомянули об этом режиме потому, что он
объективно существует, но по, мнению
специалистов, было бы лучше, если бы вы -
водитель автомобиля - тут же о нем забыли.
Дело в том, что неграмотное пользование
данным режимом чревато для АКПП самыми
тяжелыми последствиями.
Нейтральный режим предназначен
исключительно для буксировки на небольшие
расстояния и перемещения вручную
автомобилей с работающим двигателем. Чтобы
не перегрелось трансмиссионное масло,
скорость буксировки должна быть невысокой.
Советы по управлению машиной с
АКПП.
Существует ряд простых правил,
следование которым позволяет максимально
увеличить ресурс АКПП.
Правило первое. При трогании
с места и изменения направления движения на
противоположное переключение рычага
селектора должны производиться при нажатой
педали тормоза и полностью заторможенном
автомобиле. Распространено мнение, что при
переводе рычага из режима D в R и обратно
следует делать задержку в положении N.
Специалисты утверждают, что данное
суждение ошибочно, т. к. при подобных
действиях АКПП вынуждена сбрасывать "лишний"
раз, что приводит к ускоренной выработке ее
ресурса.
Правило второе. Начинать
движение (снимать ногу с педали тормоза и
нажимать на педаль газа) следует только
после характерного толчка,
свидетельствующего о полном включении
передачи.
Правило третье. Во время
остановок на светофорах, непродолжительных
стоянок, остановках в пробках не стоит
устанавливать рычаг селектора в положение N.
Также не рекомендуется делать это
длительных спусках для обеспечения
движения "накатом". Нарушения этого
правила могут привести к поломке механизма
АКПП.
Если
автомобиль забуксировал, то давить на
педаль газа не только бесполезно, но и
вредно как для АКПП, так и для главной
передачи. В таких случаях можно попробовать
выбраться из неприятной ситуации, включив
режим понижающей передачи, и действуя
педалью тормоза как сцеплением,
обеспечивать медленное вращение колес.
Наличие
автоматической трансмиссии вынуждает при
"раскачивании" автомобиля не просто
переключать селектор "вперед - назад",
а останавливать движение в точке "зависания"
тормозом. Если не пользоваться тормозом,
АКПП сильно пострадает.
Прочие
тонкости манипулирования автоматической
трансмиссией Вы постигнете на практике.
Тогда вождение автомобиля станет для Вас по-настоящему
комфортным, как и планировали разработчики
АКПП.
(Статья взята с сайта http://www.tron.ru/papa/)